Пятьдесят пятый к рейсу готовЧасто ли мы, садясь в вагон, задумываемся, как готовили наш поезд к отправке в рейс? Всю технологию экипировки корреспонденты «КЖ» изучили в пассажирском вагонном депо Красноярск Енисейского филиала Федеральной пассажирской компании.
http://zdr.gudok.ru/upload/iblock/4a8/4a800d67111c2fcd4dc8a31a1fc04527.jpg
Нашим провожатым на «кухне» депо стала начальник сектора по пассажирской работе Татьяна Федоренко. В начале карьеры Татьяна была проводником пассажирcкого вагона, и всё, что касается сбора в дорогу пассажирского поезда, она знает от «альфы» до «омеги». С ней мы прошли по всей технологической цепочке приготовления поездки.
Поезд №55 сообщением Красноярск – Москва нам выпал случайно. Просто так совпало, что именно главный из фирменных поездов нашей дороги – красавец «Енисей» – стал вместе с его бригадой главным героем репортажа.
Утром, в 04.50 по Москве, он, уставший и запылённый, приехал из столицы. Простился с пассажирами и решил отдохнуть. Что мы делаем первым делом, приехав из дальней поездки? Правильно, принимаем душ. Вот и «Енисей» отправился в «душевую кабину» – моечный цех депо, который передан на баланс компании «Вагон-Сервис».
Медленно-медленно проползая через утробу механизированного комплекса, состав моется снаружи. С высоты птичьего полёта это похоже на улитку: чуть мокрая и блестящая «голова» уже вылезла наружу из восточных ворот «ракушки», а с западной стороны, то есть сзади, подтягивается пыльный «хвост».
Любопытно, что большинство вагонов «Енисея» ещё сохранило свой фирменный тёмно-зелёный цвет. Дело в том, что для их покраски использовалось очень дорогое покрытие, срок службы которого для вагонов ещё не вышел.
Отдых поезда можно сравнить с режимом зимней спячки млекопитающего, чьё тело приходит в относительный покой при пониженных температуре и тонусе мышц. Но сердце, пусть и очень медленно, качает кровь, и тихо-тихо идёт обмен веществ. Ещё такой поезд отчасти можно сравнить с пчелиной маткой или муравьиной королевой – она лежит себе спокойно в муравейнике, а вокруг суетятся его обитатели, готовя королеву к очередному сезону. Вот только люди движимы не инстинктами, а сознанием, а потому их деятельность представляется гораздо более сложной. Работницы «Ротекс-Экспресса» тщательно моют вагоны изнутри. А работники аутсорсинговой фирмы «Риквест-Сервис» заряжают поезд всем необходимым в пути – твёрдым топливом (почти полтонны угля на каждый вагон), моющими и дезинфицирующими средствами. Они же поставляют печатную продукцию, сувениры, чай и всё то, что можно купить у проводника для чаепития.
http://zdr.gudok.ru/upload/medialibrary/779/779f02d726e18b693f1d52a124c0d45b.jpg
У каждого проводника есть свой план по продаже чайной продукции, а в целом плановое задание для поезда в одну поездку составляет 33 тысячи рублей. Бригада привезла из поездки 38 тысяч. Если всю чайную продукцию, положенную поезду в рейс, собрать в одно место, она от пола до потолка займёт целое купе! Продают проводники и лотерейные билеты. Кстати, одна из проводниц ЛВЧД Абакан за успешную реализацию билетиков дважды награждалась премией 10 тысяч рублей.
Третий партнёр депо – ООО «Нева-Проект» – экипирует поезд постельным бельём, хлопчатыми покрышками на ковровые дорожки, занавесками на окна, скатертями и салфетками на столики, матрасами, подушками и одеялами.
Один комплект белья, кажется, ничего не весит. А если это свыше 200 комплектов для одного только плацкарта?! Постельным бельём наполняются почти все невидимые для обычного пассажира укромные места в вагоне. Для фирменных поездов, соответственно, не простое хэбэ, а высококачественные сатин и бязь. Нынешнее бельё хорошо постирано, выглажено и заметно отличается от тех сырых серых кусков ткани, что служили нам постелью в не столь уж далёкие времена.
http://zdr.gudok.ru/upload/medialibrary/54f/54f72efb798a530200e296b9cfca0049.jpg
Однажды в поезде нам встретилась дама, которая попросила для себя сразу два комплекта. Она спала без матраса и подушки на одном комплекте, а укрывалась другим. Дама почему-то думала, что поездные матрасы, подушки и одеяла не чистят. Но это не так. Раз в три месяца «мягкий инвентарь» проходит через несколько степеней очистки. Кстати, сегодня в поезде выдаются подушки и одеяла с синтетическим наполнителем, более гигиеничные и гипоаллергенные.
Мы слукавили, назвав поезд номером 55. На самом деле он только пришёл из поездки и потому был ещё чётным, то есть 56-м. И его сдавала сменяющаяся поездная бригада во главе с начальником Натальей Владимировой, которая работает в поездах формирования Красноярской дороги уже 20 лет. 10 из них она служила проводницей, пять – начальником пассажирского поезда и пять лет руководит бригадой фирменного.
Она считает, что настоящий работник пассажирского комплекса должен быть не только профессионалом в плане технологии, но и отличным психологом-практиком, ведь именно это умение позволяет гасить искры разнообразных конфликтных ситуаций (а они неизбежны при работе с людьми!), не давая им разгораться до серьёзных масштабов.
Все проводники должны беспрекословно подчиняться начальнику. А чтобы стать проводником фирменного поезда, нужно зарекомендовать себя примерной работой в обычном пассажирском составе, а потом пройти дополнительный профотбор. Лучшим молодым проводникам – Роману Малышеву и Анастасии Чумаковой – удалось и то, и это. Парень и девушка любят путешествия и дорожную романтику. И всё это совмещается с любимой работой на железной дороге.
Для поездных бригад существует скидка на питание в вагоне-ресторане. Однако же большинство проводников предпочитает экономить и питаться самостоятельно. Так что собирание собственного «тормозка» с харчами тоже можно считать подготовкой в рейс. Правда, в отличие от пассажиров проводники не заливают кипятком быстрорастворимый суп, а готовят полноценную пищу.
– В СВЧ-печи можно приготовить столько блюд, сколько не знают обычные пользователи микроволновки, – говорит Рома Малышев, освоивший за четыре года путешествий все тонкости поездной кухни.
На московском направлении поездные бригады откатывают по 12 суток, затем 12 суток отдыха. За такое долгое время коллектив для проводника делается почти родным. Кстати, нередки браки между проводниками и проводницами. Иногда такие семейные пары вместе ездят в поездки и делят дежурные смены. Другие пары поступают иначе: он в поездке, она воспитывает ребёнка.
А бывает, пассажиры влюбляются в проводниц. Один такой случай совсем недавно был на карабульской ветке! Молодой человек обратился к руководству депо: «Ехал тогда-то в поезде таком-то, проводницей была такая-то. Просьба – помогите найти эту девушку...» Через некоторое время к резерву проводников подъехал свадебный кортеж. Счастливая проводница была в подвенечном платье.
У поездного электромеханика свои заботы в готовящемся составе. Необходимо сделать ревизию энергетического хозяйства вагонов. Посмотреть, исправны ли устройства, везде ли горят лампочки. Кстати, проблема перехода с переменного тока на постоянный при заезде в границы Западно-Сибирской дороги волнует лишь локомотивщиков, вагоны же легко переключаются в оба режима AC/DC.
Ещё одна важная операция – выкачка сточных вод из резервуаров биотуалетов. Она происходит в Красноярске и ещё на трёх станциях в пути следования. Теперь до нового рейса осталось совсем немногое – поезд дозаправляют водой и подзаряжают аккумуляторы вагонов. Один вагон потребляет разово до 800 литров воды. А зарядку батарей вагона не сравнить с зарядкой сотового телефона – она может длиться до пяти часов. Начальник поезда в штабном вагоне проверяет поездную связь и пульт управления климатической установкой. Интересно, что современные поезда оснащены не только радиостанцией, но и спутниковыми навигаторами, интегрированными в ГЛОНАСС.
http://zdr.gudok.ru/upload/medialibrary/81a/81a443444c5a58d3b6ed9b70a0bc0e92.jpg
Как мы узнали от Татьяны Федоренко, Енисейский филиал ФПК отправляет от восьми до девяти поездов местного формирования в день. А ещё можно приплюсовать сюда прицепные вагоны, чтобы понять, какой это большой труд – готовить в путь пассажирские составы.
Приближается вечер. Скоро придёт новая поездная бригада, которая наведёт последний лоск, после чего вагоны примет постоянно действующая комиссия из руководителей причастных цехов во главе с самим начальником депо. После решения комиссии, что 55-й к отправке готов, состав с тракционных путей депо будет вытянут на приёмо-отправочный путь и подан к платформе. Через несколько минут первые пассажиры войдут в вагоны и, довольные окружающим комфортом, будут улыбаться в окно провожающим их людям.
"Красноярский железнодорожник", №13, 2012 г.,
http://zdr.gudok.ru/pub/18/190157/